Понятие сервиса в обязательном порядке предполагает предоставление определенного вида услуг, которые в соответствии с типологическими признаками можно разделить на материальные и нематериальные. Материальные сервисные услуги предполагают наличие и использование материалов или ресурсов (запасных частей, полуфабрикатов, сырья и материалов), которые впоследствии используются или потребляются. Нематериальные сервисные услуги используют невидимые аспекты человеческой деятельности посредством передачи знаний, опыта, навыков и умения.
Классификация услуг сервиса
Одним из критериев классификации сервиса является массовость предоставления услуг, в соответствии с которой сервисные услуги можно разделить на массовые и индивидуальные. Экскурсии для большого количества туристов и посетителей, проводимые сотрудниками музейных и выставочных заведений, предоставление сервисных услуг по ремонту автомобилей станциями технического обслуживания, услуги сервиса химчисток, прачечных, парикмахерских принадлежат к массовым видам. Сервис в Украине по изготовлению индивидуальных, дизайнерских, элитарных и эксклюзивных видов одежды и обуви, приготовлению по индивидуальных заказах клиентов экстравагантных блюд в ресторанах является сугубо индивидуальным.
Особым разнообразием отличается сервис, ориентированный на предоставление услуг по домашнему хозяйству. К нему относятся услуги по поддержанию чистоты и уборки помещений, ремонту бытовой техники, мелкие услуги по ремонту домашней сантехники, электрических приборов, услуги слесарей. Сервис, направленный на удовлетворение социокультурных потребностей населения, различают в соответствии с социальными, культурными и духовными характеристиками.
Разнообразие видов сервисной деятельности
Сервисная деятельность имеет разнообразные направления, включающие сферу торговли (оптовой и розничной), финансово-кредитную отрасль и страхование, предоставление услуг связи и информационного обслуживания, ремонта и технического обслуживания транспортных средств, логистических услуг по заготовке, перевозке и хранению различных товарно-материальных ценностей и ресурсов.
Сервисные услуги предоставляются также в сфере науки и образования, культуры и искусства, здравоохранения и государственного управления. Предусмотренный сервис предоставляют гостиницы, отели, базы отдыха и объекты общественного питания (рестораны, кафе и бары).
Более укрупненная классификация сервисных услуг производится в соответствии с их производственным или отраслевым характером и функциональными особенностями (услуги по охране различных объектов, услуги в сфере банковской и страховой деятельности, ремонтные услуги). Для удовлетворения спроса населения в определенных видах товаров, качествах или функциях предоставляются услуги социального характера.
Услуги сервиса не сохраняются отдельно от процессов их предоставления, их нельзя законсервировать как хранящийся на складе товар. Они направлены непосредственно на человека или на вещи, его окружающие с целью изменения их полезности или существующего порядка вещей. Услуги сервиса востребованы во всех сферах жизнедеятельности человека, их ассортимент постоянно расширяется, повышается их качество и доступность для всех слоев населения.